Tatonka - немецкое семейное предприятие

Tatonka создает снаряжение для тех, кто предпочитает активный отдых на природе. Разработка  снаряжения происходит в немецком городе Дазинге, расположенном в Баварии, а производство - на собственном заводе во Вьетнаме. Главная идея заключается в том, что рабочие условия и социальные стандарты могут быть приняты всеми компаниями. Журнал Raus собрал информацию о семейном предприятии Tatonka.

«Итак, дорогие пассажиры, справа вы видите деревянный сруб. Вы можете на него посмотреть.»  Тоном умного ребенка, чья главная мечта - самому управлять локомотивом - только что стала реальностью, машинист по громкоговорителю в поезде баварской железной дороги переключил мое внимание на происходящее вокруг.

Где-то между Ингольтштадтом и Аугсбургом. Деревья, тыквенное поле и несколько станций вижу я с платформы Дазинг. Сумерки начинают сгущаться над городом. Рядом со станцией нет ни остановки местного транспорта, ни такси или пункта проката велосипедов. Придется идти пешком. Примерно через 20 минут я прихожу к главному офису производителя снаряжения для активного отдыха Tatonka. Здание обрамляют отель, ресторанный дворик, заправка, нива и А8.

На следующее утро сразу после завтрака за пару шагов я попадаю к дверям Tatonka. На входе сотрудники разгружают элементы выставочного стенда из грузовика с фирменным логотипом. Я протискиваюсь внутрь здания, поворачиваю направо и начинаю свой визит с посещения творческого и мыслительного центра Tatonka. В отделе разработки и дизайна работает 5 человек, они располагаются в соседнем здании в 100 метрах от основного офиса. В просторной комнате между рабочими столами на полу лежат детали рюкзаков и палаток. «Открытые уши и глаза», говорит Ян Лощински, «являются основой разработки нового и модификаций имеющегося снаряжения». 50-летний разработчик рассказывает, когда заканчивается жизненный цикл одного продукта и приходит время его менять. «Мы тесно сотрудничаем с оптовыми клиентами и дилерами, многократно проверяем магазины и посещаем профильные деловые выставки. Затем наше предложение отправляется в отдел сбыта». Этап разработки прототипа начинается с обмена с Вьетнамом. Основным столпом предприятия в Дазинге является основанное в 1989 году родоначальником Tatonka Винфридом Шехингером производство в юго-восточной стране. Около 900 сотрудников в Хошимине и Куинёне работают по европейским стандартам производства и в социально приемлемых и справедливых рабочих условиях. Это стало возможным, потому что баварское семейное предприятие является единоличным владельцем этого производства. Во Вьетнаме оно зарегистрировано как Mountech Co. Ltd. С 2011 года посетители могут пройти на фабрику в рабочие дни и ознакомиться с условиями труда и процессом производства рюкзаков. Tatonka называет этот проект Open Factory («открытая фабрика»).

Ян, проживший 3,5 года во Вьетнаме в конце 1990-х и построивший там зал для демонстрации образцов Tatonka, отмечает хорошую работу с вьетнамской командой. «Приятно работать с людьми, знающими рабочий процесс. Любое изделие начинается с реализации чертежа и выбора материалов и только потом поступает в серийное производство», говорит он. Все этапы связывает сложный процесс. Примеры одобряются, определяется время пошива, оцениваются сопутствующие расходы, вносятся корректировки. «На этих этапах решается, могу ли я использовать дорогую пену для плечевых ремней рюкзаков», говорит он. После третьего этапа корректировки начинаются переговоры с оптовыми покупателями о выдаче им образцов в качестве примеров для демонстрации.

Я разговариваю с Яном на тему, которая интересует конечных потребителей: длительное устойчивое производство. Он в первую очередь подчеркивает многолетнее доверительное сотрудничество с поставщиками материалов: «Мы регулярно проводим переговоры с поставщиками, что мы считаем хорошим тоном. Со многими из них мы работаем с основания компании, сотрудничество уже налажено. На переговорах я узнаю, какие материалы используются при производстве тканей и каков их состав. Эта информация должна быть документирована». При производстве одежды Tatonka уже 2 года не использует поли- и перфторированные химические вещества (ПФУ). Эти фторорганические соединения обладают грязе-, водо- и маслоотталкивающими свойствами и обеспечивают большую долговечность снаряжения для активного отдыха. Тем не менее, они накапливаются в окружающей среде и по цепи питания попадают в организм человека, не являясь биоразлагаемыми. «При разработке основного снаряжения (рюкзаков, палаток) мы пока занимаем выжидательную позицию и смотрим, что разработает индустрия. При этом мы активно тестируем альтернативы», говорит Ян.

Через склад я возвращаюсь в главное здание. Каждый день грузовик привозит новые товары с завода во Вьетнаме. Сотрудники толкают серые коробки и обычные тележки на колесиках через проходы и прорабатывают внутренние списки доставки. «Мы сами всё собираем», комментирует происходящее Вольфганг Ригер, руководитель отдела внутренних продаж. 51-летний «мальчик на побегушках», как он сам себя называет, является ключевым звеном в работе всех отделов Tatonka. Он подчеркивает семейную атмосферу компании. «Прекрасно, когда есть короткие пути. И здорово начинать день с совместного рабочего завтрака. Это прекрасный источник информации, который я не хочу потерять», говорит он и смеется.

На верхнем этаже во второй половине дня я встречаю Томаса Даниэля. Он является руководителем отдела продаж ключевым клиентам Tatonka, разрабатывает стратегию продаж и передает её продавцам и маркетологам. И держит глаза всегда открытыми, как он сам говорит. Он считает, что важно отслеживать тенденции и происходящее в области активного отдыха, изучать товары, пользующиеся спросом в магазинах снаряжения для активного отдыха, способы использования снаряжения конечными потребителями, которые отличаются от тех, что были приняты 10 лет назад. «Outdoor становится массовым рынком. Многие конечные потребители сегодня приходят на этот рынок с другими ожиданиями, в некоторых случаях они больше внимания уделяют классному дизайну, а не долговечности. Мы же не хотим менять наши высокие стандарты качества снаряжения. Мы не откажемся от использования проверенных прочных швов в деталях рюкзака, испытывающих большие нагрузки», говорит он. И поясняет: «В этом нам помогает 30-летний опыт разработок на собственном производстве, поэтому все особенности производства формируются и остаются внутри компании».

В конце я нахожу в углу верхнего склада отдельный кабинет, в котором располагается сервисная и ремонтная служба. Гари Хассал и Отили Эггер работают здесь над ремонтом снаряжения. «Мы меняем молнии, ремонтируем рукава для дуг в палатках, пришиваем новые стропы оттяжки. Только выгоревшие на солнце ткани мы не можем восстановить», говорит Гари и смеется. Время от времени на их швейный стол попадают самые первые модели рюкзаков Tatonka. Обычно с просьбой продлить жизнь любимому снаряжению.

Важные этапы развития Tatonka

1981 год - Винфрид Шехингер основал компанию Mountain Sport GmbH.

1989 год - постройка первого производственного завода во Вьетнаме (250 сотрудников). Постройка и переезд в собственное фирменное здание в Дазинге (10 сотрудников).

1991 год - переезд производственной фабрики во Вьетнаме (450 сотрудников).

1993 год - создание и регистрация Mountech Co. Ltd. во Вьетнаме; появление марки Tatonka.

1995 год - стройка и расширение Mountech Co. Ltd. во Вьетнаме.

1996 год - постройка второго завода в Хошимине, Вьетнам. Расширение производственных мощностей (950 сотрудников).

1997 год - строительство собственного сталелитейного завода во Вьетнаме. Расширение собственного здания фирмы в Дазинге на 2000 кв. метров для склада и 318 кв. м для офисных помещений.

1999 год - увеличение площади склада в Дазинге за счет внешнего склада площадью 1100 кв. м.

 2004 год - Винфрид Шехингер передает правление компанией своему сыну Андреасу Шехингеру.

2009 год - Mountech Co. Ltd отмечает 20-летие.

2010 год - Tatonka представляет проект «Открытая фабрика» на заводе во Вьетнаме.

2011 год - Mountech Co. Ltd проходит сертификацию по стандарту SA8000.

2013 год - бренд Tatonka отмечает 20-летие.

2017 год - расширение производственных возможностей в Куинёне.

7 вопросов Андреасу Шехингеру, руководителю и управляющему Tatonka GmbH

Здравствуйте, господин Шехингер. Вы как сын основателя предприятия рано вошли в курс дела. Какой забавный случай со времени основания Tatonka вы с удовольствием вспоминаете?

Когда мы в 1993 году решили основать бренд Tatonka, это было подобно харакири. По собственной наивности мы пошли в патентное бюро в Мюнхене и передали им логотип и наименование для регистрации. На вопрос, когда мы хотим использовать название, мы не задумываясь ответили, что сегодня, так как на продукции уже стоит новое имя. На что служащий рассмеялся и сказал, что обычно требуется подождать 5-10 лет, чтобы быть уверенными в отсутствии правовых проблем. (Смеется). Мы все равно прошли через это. И, к счастью, сработало.

Вы только что прибыли с собственного завода во Вьетнаме. Над какими актуальными темами вы работали там в этот раз?

Сейчас мы расширяем производство в Куинёне, центральный Вьетнам, и добавляем еще один производственный цех. К 2021 году мы планируем перенести завод из Хошимина на 650 км севернее. В Хошимине мы с 1989 года, но производить там стало не выгодно. Вначале мы были на окраине города, сейчас же оказались в его центре. Вокруг расположились торговые центры, небоскребы, университеты, поэтому заводу там больше не место.

Сотрудники также переезжают?

Несколько менеджеров и управляющих заводом отправятся в Куинён. Многие сотрудники и сотрудницы работают на заводе с начала 1990-х годов, после его закрытия многие из них отправятся в провинцию.

Какая идея стоит за проектом «Открытая фабрика»?

Мы и ранее предоставляли крупным оптовым покупателям и заинтересованным лицам возможность заглянуть на производство и посмотреть, как мы работаем и как, например, создается рюкзак. Это сложнее, чем многие думают, а когда вы видите весь процесс воочию, вы можете его лучше оценить. Мы давно решили, что хотим быть прозрачными. Нам принадлежат фабрики, мы являемся семейным предприятием, поэтому мы подумали, что это просто - дать желающим возможность посмотреть на нашу работу.

Кто посещает фабрику?

Разные люди, начиная с путешественников, странствующих по свету с рюкзаком за плечами, и заканчивая деловыми делегациями из Германии. К нам даже приезжал кардинал Рейнхард Маркс. Фабрику также посещают студенческие группы из стран Азии, интересующиеся темой социального и экологичного производства. В Юго-Восточной Азии много обучающих курсов по этим направлениям, а мы со своим предприятием предоставляем место, где студенты могут на практике изучить эту тему.

Чем ваша фабрика отличается от других предприятий в Юго-Восточной Азии?

Мы можем напрямую влиять на реализацию социальных стандартов. Всё происходит на очень личном уровне. Многие крупные производители имеют другую структуру, отличную от той, что действует на семейном предприятии. Они часто работают с большим количеством внешних партнеров, чем мы. Мои коллеги на других предприятиях часто обращаются в сторонние организации, например, Фонд Fair Wear, чтобы получить от них внешний социальный стандарт, с которым они обращаются к поставщику. И это хорошо работает. Мы работаем над этим вопросом совместно в группе Outdoor, которую организует Европейская outdoor группа,  и ведем конструктивный диалог.

Что вы цените в работе в небольшом семейном предприятии?

Благодаря нашей структуре мы можем быстро и гибко реагировать. В нашей компании один сотрудник, обладающий смежными знаниями, выполняет несколько функций. Мне нравится, что мы все друг друга знаем, это нечто особенное. Я ценю, что мы, несмотря на финансовые рамки и небольшие возможности, занимаемся устойчивым производством наравне с крупными предприятиями. То, чего мы достигаем, для предприятия нашего размера практически равно максимуму. Но мы должны бороться и оставаться на плаву во всех областях.

Текст: Бенджамин Хельвиг 

Фото: Tatonka и Бенджамин Хельвиг

 

 

captcha